Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 4 - Аккорды
  АККОРДОВЫЕ ГАММЫ








Упражнение 16 - Если на каждой ступени гаммы вы построите вертикали, в которые будут входить ноты данной гаммы взятые через одну, то вы получите аккордовую гамму. В мажорной тональности аккорды I-й и IV-й ступеней являются большими мажорными септаккордами, аккорды II-й, III-й и VI-й ступеней - минорными септаккордами, аккорд V-й ступени - доминантсептаккордом, а аккорд VII-й ступени - полууменьшённым (вводным). Например, возьмём тональность F-мажор:

Попробуйте придумать свои варианты

Аккордовую гамму можно построить и в минорной тональности (например в D-миноре). Только в этом случае вместо аккорда Am будет использоваться A7, который создаёт более сильное тяготение доминанты к тонике.

В минорной тональности аккорды I-й и IV-й ступеней являются минорными септаккордами, аккорды III-й и VI-й ступеней - большими мажорными септаккордами, а аккорд VII-й степени (и часто V-й) являются доминантсептаккордами.

Когда вся мелодия (или её часть) содержит аккорды, входящие в одну гамму, говорят, что она играется в тональности одноименной данной гамме, и может быть ей обыграна. Действительно, когда нам встречаются обороты V7-Imaj7, IIm7-V7-Imaj7, или просто IIm7-V7, то считается, что на всё время звучания этих аккордов действует тональность, одноимённая аккорду Imaj7, потому что никакая другая тональность не содержит в своей аккордовой гамме каждый из этих аккордов. Таким образом, при обыгрывании аккордовых последовательностей знание аккордовых гамм совершенно необходимо.

Упражнение 17 - Возьмите каждую пару аккордов из упражнения 16 и обыграйте их, используя максимально близкие друг к другу горизонтальные или диагональные аппликатуры, например:

Fmaj7

Gm7

Am

Bbmaj7

Попробуйте обыграть каждую пару аккордов и в других позициях.

Упражнение 18 - Попробуйте обыграть каждую аккордовую гамму в одной позиции. Вот вариант для самой нижней позиции F-мажора:

Упражнение 19 - Сыграйте аккордовую гамму по квинтовому кругу в тональности C-мажор. Фрагменты этой секвенции можно встретить во множестве мелодий. Так что вы можете взять фрагмент, включающий в себя 2, 3 или 4 аккорда и играть его по кругу, как упражнение.

chord_scales08.gif (2821 bytes)

Упражнение 20 - Вот несколько вариантов обыгрывания аккордов в тональности C-мажор. Существует, естественно, и множество других.

  1. трезвучия в основной форме:

  1. доминантсептаккорды в основной форме:

  1. другие обращения

  1. с использованием связующих нот гаммы

Упражнение 21 - Возьмите одну линию из упражнения 20 и попробуйте импровизировать на её основе какие-нибудь фразы. В этом примере обозначенные ромбиками ноты должны браться при помощи флажолетов. Это заставит их звучать на октаву и квинту выше, по сравнению с тем, как они записаны. Дайте этим нотам позвучать.


[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]