Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 9 - Гармонический анализ темы
  ТОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ И АККОРДОВЫЕ ЗАМЕНЫ








Часто случается так, что аккорд в пьесе не вписывается в гамму, но функционально работает так, как будто он соответствует данной тональности. Такая более свободная схема иногда называется тональным центром. В следующем примере присутствует один тональный центр (F), с которым взаимодействуют все остальные аккорды.

Упражнение 5 - Фрагмент пьесы "EASY LIVING".

Большой мажорный септаккорд F (Fmaj7) делает первый такт тоническим. Во втором такте появляется аккорд IIm7, что является довольно типичным движением от тоники к субдоминанте. Уменьшённые аккорды вполне уместны в 1-м и 2-м тактах, так как они создают хроматическое движение в басу, а также выполняют функцию доминанты по отношению к последующим аккордам (F#dim является аккордом D7b9 без тоники, а G#dim - аккордом E7b9 без тоники). В третьем такте вновь появляется аккорд, имеющий функцию тоники, а затем происходит модуляция в тональность аккорда VI-й ступени (Bb-мажор), появляющегося уже в 4-м такте. Аккорд Eb7 является следующим аккордом при движении по квинтовому кругу, а кроме того он тесно связан с Bbm7, минорной разновидностью субдоминанты в тональности F. Такой переход из мажора в минор используется во многих ситуациях.

Такты 5 и 6 являются примером довольно распространённого оборота I-VI-II-V. Он называется "тернэраундом" (turnaround) и очень хорошо работает, так как ход I-VI, сохраняя функцию тоники, тем не менее обладает гармонической подвижностью. Далее происходит движение по квинтовому кругу, которое заканчивается аккордом V7, после которого подразумевается разрешение в тонику. Часто вместо тонического аккорда используется аккорд III-й ступени (III-VI-II-V), как, например, в тактах 7 и 8. При этом движение по квинтовому кругу происходит уже на протяжении всего оборота.

Упражнение 6 - фрагмент пьесы "EARLY AUTUMN".

В этой пьесе мажорным аккордам предшествуют доминантовые, отстоящие от них не на квинту, а только на полтона. Например, в качестве доминанты к аккорду Ab (такт 2) выступает аккорд A7, а не Eb7. Аккорды A7(b9) и E7(b9) являются фрагментами вертикали уменьшённого аккорда E, и могут заменять друг друга. Такая замена называется тритоновой, и она применяется также к аккордам других видов, особенно в оборотах II-V, например вместо хода Dm7-G7-Cmaj7, часто можно встретить замены Dm7-Db7 или Dm7-Dbmaj7 или даже Dm7-Dbm7 (особенно при разрешении в аккорд Cm7). В результате тритоновой замены мы получаем последовательность аккордов, тоники которых движутся по хроматизму вниз, такое тяготение даже более ярко выражено, чем при движении по квинтовому кругу.

Ниже приведён список тернэраундов, которые получились в результате соединения хроматического движения с движением по квинтовому кругу. Попробуйте использовать различные виды аккордов, а также заменять тонику на аккорд III-й ступени, там где это только возможно.

Тернэраунды
 
1 b3 2 b2
1 6 b6 5
1 b2 2 5
1 6 b6 b2
 
1 b3 b6 b2
1 b3 b6 5
1 b7 b6 5
1 b3 2 5
 
1 b6 2 b2
1 6 b7 7
1 b2 2 b2
1 4 #4 5


Упражнение 8 - Фрагмент пьесы "THE DUKE".

В этой последовательности тоники движутся вниз по целым тонам и полутонам, при этом создаётся эффект плавного движения от аккорда к аккорду, даже при модуляции в отдалённые тональности. В 4-м такте аккорд Db7 используется в качестве замены аккорда G7. Сыграйте первые 2 такта как 4 отдельные аккорда или гаммы.

Упражнение 9 - Ниже вы познакомитесь с несколькими вариантами гармонии 12-ти тактового блюза. Аккорды выписанные на нотоносце, являются заменами. Играйте их чередуя в каждом квадрате с аккордами, проставленными над нотным станом.

Упражнение 10 - Ниже приведена гармония пьесы "I GOT RHYTHM" с некоторыми вариантами аккордовых замен.

Упражнение 11 - Ниже приведены варианты замены аккорда V7 в рамках оборота II-V. Обратите внимание на то, что вы можете использовать полууменьшённые аккорды от любой ступени аккорда G7 (кроме G), и мажорные септаккорды с пониженной пятой ступенью от любой ступени аккорда Db7 (тритоновой замены аккорда G7).

D


G7


C


 

Bm7b5
Dm7b5
Fm7b5

 

 
и
D


G7


C


 

Dbmaj7(b5)
Fmaj7(b5)
Abmaj7(b5)
Bmaj7(b5)

 

 
  1. Попробуйте использовать любую из этих замен в обороте II-V.
     
  2. Попробуйте использовать одну замену в каждом встретившемся вам в пьесе обороте II-V.
     
  3. Транспонируйте ее на тон вверх, чтобы получить оборот II-V-III-VI, например:

    Аккорды Dbmaj7(b5) и Abmaj7(b5) нельзя транспонировать таким образом, как впрочем и другие аккорды такой разновидности, поскольку они являются разновидностью аккорда G7 без тоники.
     
  4. Кроме транспонирования замены на тон вверх, попробуйте комбинировать эти замены, например:

 
  1. Играя соло, пробуйте в одном такте обыгрывать по две различные замены.
     
  2. Если доминантовый аккорд длится довольно долго, то пробуйте использовать вместо него все аккорды из приведённых выше групп.
     
  3. Сыграйте секвенцию, состоящую из параллельных замен аккорда G7. Всё это уменьшённые трезвучия с большой септимой вверху.

[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]