Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 2 - Основы теории
  ЧТЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА








Ниже показано как располагаются ноты на нотоносце и грифе бас-гитары:

Интервал между нотами E и F, а также B и C равен полутону; интервал между остальными нотами C-мажорной гаммы составляет два полутона, и называется целый тон. Каждая нота лежащая между двумя нотами C-мажорной гаммы может иметь два названия. Например, ноту, лежащую между A и B, можно рассматривать как повышенную на полтона ноту A, либо как пониженную на полтона ноту B. Таким образом, эту ноту можно называть либо A-диез (A#), либо B-бемоль (Bb).

или

Диезы и бемоли называются знаками альтерации. Чтобы отменить действие такого знака, используется знак бекар . Знаки альтерации, включая бекар, действуют только на протяжении такта в котором они проставлены.


Ритм

Основным элементом ритма является доля. Они равномерно располагаются в пределах такта. Послушайте какую-нибудь музыку и попробуйте определить эти доли.

Доли группируются в такты, отделяемые друг от друга тактовыми чертами.

Вот обозначения наиболее часто используемых нот и пауз:

  • Целая нота равна по длительности двум половинным
  • Половинная равна двум четвертям
  • Четверть равна двум восьмым
  • Восьмая равна двум шестнадцатым

Длительность паузы равняется длительностям одноимённых нот, за исключением целой паузы, которая всегда занимает целый такт, вне зависимости от количества содержащихся в нём долей.

Триоли содержат 3 ноты, равномерно расположенные в пространстве, занимаемом двумя долями. Таким образом разделяет четверть на три равные части, а делит половинную ноту, также на три равные части.

Залигованные ноты, играются как одна, равная по длительности их сумме, например:

Стоящая после ноты точка увеличивает её длительность на половину.


Размер

В начале музыкального произведения обычно стоит обозначение размера. Как правило оно выглядит следующим образом:

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя определяет длительность такой доли (половина, четверть, восьмушка и.т.д). Таким образом, в размере 4/4 один такт содержит четыре четверти, в размере 6/8 - шесть восьмых нот и. т.д.

Вот несколько тактов в размере 4/4 с вариантами счёта различных нот:

Если в размере 4/4 основная доля становится равной половинной ноте (то есть в такте содержится две половины 2/2), такой размер называется "резаным ключом". Ниже вы видите общепринятые обозначения размера 4/4 и "резаного ключа".

Термин дабл-тайм означает, что так играется в два раза быстрее. Однако, на самом деле при дабл-тайме такт длится ровно столько же, зато вдвое уменьшается длительность основной доли. Таким образом, размер 4/4 в дабл-тайме превращается в размер 8/8.

Упражнение 4 - Послушайте какой-либо музыкальный фрагмент и попробуйте определить начала каждого такта. В подавляющем большинстве тем каждый такт содержит четыре четверти. Ведите счёт следующим образом: 1 2 3 4, 1 2 3 4 и.т.д. Пробуйте отбивать ногой каждую долю, затем только 1-ю и 3-ю доли, и, наконец, только 2-ю и 4-ю доли.

Ключевые знаки

Упражнение 5 - Нарисуйте аппликатуру D-мажорной гаммы. Она включает в себя те же интервалы между нотами, что и в гамме C-мажор (полутоновые интервалы между 3-ей и 4-й, а также 7-й и 8-й ступенями), только начинается с ноты D, а не C. Ниже вы видите D-мажорную гамму, записанную на нотоносце, с пальцовкой для бас-гитары и контрабаса, проставленной под каждой нотой: 1=1-й палец, 2=2-й палец, 3=3-й палец, 4=4-й палец, 0=открытая струна.

Если мелодия или упражнение соответствуют тональности D-мажор, то две ноты будут иметь знаки альтерации (C# и F#). Эти знаки ставят вначале произведения, вместо того, чтобы выписывать их перед каждой требующей их нотой. Они относятся к соответствующим нотам, независимо от того, в какой октаве они берутся. Такие знаки альтерации называются ключевыми. Так что тональность D-мажор обозначается следующим образом:


Вот как обозначаются все 12 мажорных тональностей:

Заметьте, что бемоль прибавляется каждый раз, когда тоника перемещается на кварту вверх, а диез - когда тоника перемещается на квинту вверх. Вам нужно запомнить порядок их появления (сначала появляется Bb, затем к ней добавляется Eb, потом Ab и.т.д).


[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]