Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 2 - Основы теории
  МАЖОРНАЯ ГАММА








Когда на музыкальном инструменте извлекаются две ноты, то разница по высоте между ними называется интервалом. В западной музыке минимальным интервалом является полутон, что соответствует одному ладу на гитаре или двум соседним клавишам (независимо от того, чёрные они или белые) на клавиатуре. Если вы отсчитаете от какой-либо ноты 12 полутонов вверх, то получите ту же ноту, только звучащую выше. Такие ноты отстоят на октаву друг от друга и обозначаются одной и той же буквой (A, B, C и т. д.). 12 нот лежащие между начальной нотой и её октавным повтором, называются хроматической гаммой. Семь из них составляют мажорную гамму. На следующей диаграмме вы видите С-мажорную гамму в пределах одной октавы:


Гамма С-мажор
  • Упражнение 1:
    Играйте эти ноты в медленном темпе вверх и вниз по гамме.
  • Упражнение 2:
    Играйте гамму, одновременно пропевая каждую ноту.

Упражнение_3:
Это также С-мажорная гамма, но на этот раз уже без использования открытых струн. Предлагаемая аппликатура даётся от нижних струн к верхним.

Аппликатура для контрабаса

C - 1-й палец
D - 4-й палец
E - 1-й палец
F - 1-й палец
G - 4-й палец
A - 1-й палец
B - 2-й палец
C - 4-й палец
Гамма С-мажор Аппликатура для бас-гитары

C - 2-й палец
D - 4-й палец
E - 1-й палец
F - 2-й палец
G - 4-й палец
A - 1-й палец
B - 3-й палец
C - 4-й палец

Попробуйте играть эту гамму следующими способами:

a) играйте её вверх и вниз, пока не научитесь делать это без труда;
b) играйте каждую из нот гаммы дважды;
c) спойте про себя самую простую фигуру, например первые три ноты мелодии "Джингл Беллз." Попробуйте найти в этом ритме сильные доли, то есть:

Джингл Беллз Джингл Беллз, и. т.д.
^      ^     ^      ^
Эти сильные доли появляются через один и тот же отрезок времени, создавая таким образом устойчивую пульсацию. Если этот ритм вам понятен, тогда сыграйте его, используя только ноту C, затем только ноту D, только ноту E и так далее вверх и вниз по гамме. Следите за тем, чтобы переход от ноты к ноте происходил только на сильной доле.

d) Возьмите ритмический рисунок и играйте его по следующей схеме:

| ритм на ноте C | на любой другой | на ноте C | на любой другой | и т. д.

e) Повторите предыдущую идею, только с вариацией. перед тем как вернуться к ноте C, сыграйте ритм с помощью не одной, а нескольких нот. Пробуйте различные комбинации из 2-х или 3-х нот. Обыгрывание этих нот по времени должно занимать ровно столько же времени, сколько и обыгрывание ноты C. Следите за тем, чтобы переход от ноты к ноте происходил только на сильной доле.

| ритм на ноте C | на других нотах | на ноте C | на других | и т. д.

Освоившись с этим упражнением, попробуйте постепенно увеличивать длину фрагментов, пока в промежутке между двумя фрагментами с нотой C не будут укладываться все остальные ноты гаммы.

f) делайте предыдущее упражнение, через раз заменяя фрагмент с нотой C на фрагмент с нотой F:

| ритм на ноте C | на других нотах | на ноте F | на других | и т. д.

Когда вы справитесь и этой задачей, попробуйте вместо ноты F использовать другие ноты гаммы.

g) играйте предыдущее упражнение, используя более длинную последовательность опорных нот:

||: C | другие ноты | F | другие | G | другие | C | другие | и т. д. :||

Попробуйте играть и другие последовательности опорных нот, например, C F C G, C D E D, C A D G или C F E D. Зачастую басовые линии строятся именно по такому принципу. При появлении нового аккорда вы берёте его тонику, а затем играете в пределах соответствующей гаммы, подготавливая таким образом переход к тонике следующего аккорда.

h) делайте упражнение (g), только после того как вы один или два раза сыграете ключевую ноту, к следующей попробуйте подойти разными способами, например:

Упражнение 3-h


i) делайте упражнение (h), не ограничивая себя конкретной аккордовой последовательностью, просто в качестве ключевой ноты используйте любую ноту гаммы. Если захотите закончить, то вернитесь в ноту C.

j) сыграйте C-мажорную гамму вверх и вниз, затем попробуйте пропеть небольшую мелодию или басовую линию в C-мажоре. После этого найдите на инструменте ноту, с которой она начинается. Далее постепенно определите и остальные ноты. Затем попробуйте сыграть вариации этой мелодии, используя другие ноты гаммы и различные ритмические рисунки и. т. д.

k) ниже вы видите аппликатуры A-минора и G-миксолидийского лада. Как видите, они состоят из тех же нот, что и C-мажорная гамма. Отличаются они только тем, от какой ноты (тоники) их начинают играть.

A-минор G-миксолидийский
Гамма А-минор Гамма G-миксолидийский

Выполните Упр.3, использовав в нём вместо C-мажора любую из этих гамм. При этом тоникой в первом случае будет нота A, а во втором - G.


[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]