Ниже показано как располагаются ноты на
нотоносце и грифе бас-гитары:

 
Интервал между нотами E и F, а также B и C равен
полутону; интервал между остальными нотами C-мажорной гаммы
составляет два полутона, и называется целый тон. Каждая
нота лежащая между двумя нотами C-мажорной гаммы может иметь два
названия. Например, ноту, лежащую между A и B, можно рассматривать
как повышенную на полтона ноту A, либо как пониженную на полтона
ноту B. Таким образом, эту ноту можно называть либо A-диез (A#),
либо B-бемоль (Bb).
или
Диезы и бемоли называются знаками альтерации.
Чтобы отменить действие такого знака, используется знак бекар . Знаки
альтерации, включая бекар, действуют только на протяжении такта в
котором они проставлены.
Ритм
Основным элементом ритма является доля. Они
равномерно располагаются в пределах такта. Послушайте какую-нибудь
музыку и попробуйте определить эти доли.
Доли группируются в такты, отделяемые друг от
друга тактовыми чертами.

Вот обозначения наиболее часто используемых нот
и пауз:

- Целая нота равна по длительности двум половинным
- Половинная равна двум четвертям
- Четверть равна двум восьмым
- Восьмая равна двум шестнадцатым
Длительность паузы равняется длительностям
одноимённых нот, за исключением целой паузы, которая всегда занимает
целый такт, вне зависимости от количества содержащихся в нём
долей.
Триоли содержат 3 ноты, равномерно расположенные
в пространстве, занимаемом двумя долями. Таким образом разделяет
четверть на три равные части, а делит половинную
ноту, также на три равные части.

Залигованные ноты, играются как одна, равная по
длительности их сумме, например:

Стоящая после ноты точка увеличивает её
длительность на половину.

Размер
В начале музыкального произведения обычно стоит
обозначение размера. Как правило оно выглядит следующим
образом:

Верхняя цифра обозначает количество долей в
такте, а нижняя определяет длительность такой доли (половина,
четверть, восьмушка и.т.д). Таким образом, в размере 4/4 один такт
содержит четыре четверти, в размере 6/8 - шесть восьмых нот и.
т.д.
Вот несколько тактов в размере 4/4 с вариантами
счёта различных нот:

Если в размере 4/4 основная доля становится
равной половинной ноте (то есть в такте содержится две половины
2/2), такой размер называется "резаным ключом". Ниже вы видите
общепринятые обозначения размера 4/4 и "резаного ключа".

Термин дабл-тайм означает, что так
играется в два раза быстрее. Однако, на самом деле при дабл-тайме
такт длится ровно столько же, зато вдвое уменьшается длительность
основной доли. Таким образом, размер 4/4 в дабл-тайме превращается в
размер 8/8.
Упражнение 4 - Послушайте
какой-либо музыкальный фрагмент и попробуйте определить начала
каждого такта. В подавляющем большинстве тем каждый такт содержит
четыре четверти. Ведите счёт следующим образом: 1 2 3 4, 1 2 3 4
и.т.д. Пробуйте отбивать ногой каждую долю, затем только 1-ю и
3-ю доли, и, наконец, только 2-ю и 4-ю доли.
Ключевые знаки
Упражнение 5 - Нарисуйте
аппликатуру D-мажорной гаммы. Она включает в себя те же интервалы
между нотами, что и в гамме C-мажор (полутоновые интервалы между
3-ей и 4-й, а также 7-й и 8-й ступенями), только начинается с ноты
D, а не C. Ниже вы видите D-мажорную гамму, записанную на нотоносце,
с пальцовкой для бас-гитары и контрабаса, проставленной под каждой
нотой: 1=1-й палец, 2=2-й палец, 3=3-й палец, 4=4-й палец,
0=открытая струна.

Если мелодия или упражнение соответствуют
тональности D-мажор, то две ноты будут иметь знаки альтерации (C# и
F#). Эти знаки ставят вначале произведения, вместо того, чтобы
выписывать их перед каждой требующей их нотой. Они относятся к
соответствующим нотам, независимо от того, в какой октаве они
берутся. Такие знаки альтерации называются ключевыми. Так что
тональность D-мажор обозначается следующим образом:

Вот как обозначаются все 12 мажорных
тональностей:

Заметьте, что бемоль прибавляется каждый раз,
когда тоника перемещается на кварту вверх, а диез - когда тоника
перемещается на квинту вверх. Вам нужно запомнить порядок их
появления (сначала появляется Bb, затем к ней добавляется Eb, потом
Ab и.т.д). |