Ниже приведена аппликатура гаммы натурального
C-минора:
Пальцовка для контрабаса:
C - 1-й палец D - 2-й палец Eb - 4-й
палец F - 1-й палец G - 2-й палец Ab - 4-й
палец Bb - 1-й палец C - 4-й палец |
 |
Пальцовка для бас-гитары:
C - 1-й палец D - 3-й палец Eb - 4-й палец F - 1-й
палец G - 3-й палец Ab - 4-й палец Bb - 1-й
палец C - 3-й палец |
Ниже вы видите C-мажорную и C-минорную гаммы,
записанные на нотном стане. Каждая нота сопровождается цифрой
обозначающей ступень гаммы.

Обратите внимание на то, что в минорной гамме
полутоновые интервалы встречаются между 2-й и 3-й, а также между 5-й
и 6-й ступенями.
Упражнение 6 - Сыграйте C-мажор и
C-минор и сравните звучание гамм как целиком, так и их фрагментов,
например:

Упражнение 7 - Ниже вы видите 12
мажорных гамм. Сыграйте их так же, как они написаны, а затем в
придуманном вами ритме, как в упр.3.
Сыграв мажорную гамму от 6-й ступени, вы
получите гамму параллельного минора, состоящую из тех же нот (и
следовательно имеющую те же ключевые знаки). Известные вам
аппликатуры C-мажорной и C-минорной гамм без открытых струн являются
эталонами для всех мажорных и минорных гамм. Однако, вы должны
попробовать сыграть их и с открытыми струнами.

Упражнение 8 - Взяв ноты гаммы
через одну, вы получите соответствующие этой гамме аккорды. Ниже
приведены мажорные и минорные трезвучия, состоящие из 1-й (тоники),
3-й и 5-й ступеней мажорных и минорных гамм. Кроме того, попробуйте
взять ноту лежащую октавой выше тоники.
Играйте их сначала так, как они записаны, а
затем в любом выбранном вами ритме. Все эти аккорды можно играть,
используя аппликатуры для F#-мажора и F#-минора. Обратите внимание
на то, что аккорды после A можно играть, начиная более чем с одной
струны. Когда ноты аккорда берутся не вместе, а по очереди, то это
называется арпеджио.

Упражнение 9 - Добавив к этим
трезвучиям 7-е ступени, мы получим мажорные и минорные септаккорды.
Следуйте указаниям к Упр.8.

Упражнение 10 - Выберите аккорд из
Упр.9 и добавьте к нему сверху и снизу несколько аккордовых нот.
Затем попробуйте включить в него ноту из соответствующей гаммы.
Прислушайтесь к тому, как каждая нота гаммы окрашивает аккорд, не
изменяя его тональности, например:

Упражнение 11
a) Возьмите два септаккорда и играйте их,
чередуя каждый такт или два. Повторяйте одни ноты и пропускайте
другие. Кроме того, обратите внимание на используемые в следующем
примере связующие хроматические ноты.

b) Чередуйте два септаккорда, соединяя ступени
аккорда либо заканчивая арпеджио при помощи нот соответствующей
гаммы. Такое соединение гамм и арпеджио позволяет получить более
интересные линии, например:

|