Кроме аккордовых нот можно использовать и ноты соответствующей гаммы,
сохраняя при этом звучание исходного аккорда. Для этого нужно выбрать
соответствующую данному аккорду гамму. Например, аккорд Cm7 будучи
тоническим ассоциируется обычно с натуральным C-минором. В рамках же
оборота II-V, когда этот аккорд соответствует тональности Bb-мажор, его
следует обыгрывать при помощи дорийского C-минора, например:
Ниже представлена таблица некоторых аккордов и соответствующих им
гамм.
Аккорд |
Соответствующие этому аккорду лады и гаммы |
Cmaj7 |
C-мажор;
C-лидийский |
Cmaj7(b5) |
C-лидийский;
D-миксолидийский |
Cmaj7(#5) |
Мелодический или гармонический
A-минор |
Cm7 |
Натуральный или дорийский
C-минор |
Cm7 (maj) |
Мелодический или гармонический
C-минор |
Cm6 |
Мелодический или дорийский
C-минор |
Cm7b5 |
С-локрийский; мелодический
Eb-минор |
Cdim7 |
Уменьшённая гамма C;
гармонические Db, E, G или Bb-миноры |
Csus7 |
С-миксолидийский; натуральный
C-минор; C-дорийский; любой F-минор; C, D, F, G, A или
Bb-минорные пентатоники |
С7 или С9 |
C-миксолидийский; блюзовая
гамма C |
C9(b5 или #5) |
Целотонная гамма C |
C9(#11) |
Мелодический G-минор
(=C-миксолидийский с #4-й ступенью) |
C9(b13) |
Мелодический F-минор
(=C-миксолидийский с b6-й ступенью) |
C7(b9, b13) |
Гармонический F-минор |
C7(b9, alt 5) |
Альтерированная гамма C(=
мелодический Db-минор) |
C7(#9, alt 5) |
Альтерированная гамма C |
C7(b9) |
Уменьшённая гамма Db |
C7(#9) |
Уменьшённая гамма
Db | |
* Аккорды с b13-й ступенью это тоже самое что и аккорды с #5-й
ступенью, за исключением того, что первые включают в себя и
неальтерированную 5-ю ступень.