![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часто случается так, что аккорд в пьесе не
вписывается в гамму, но функционально работает так, как будто он
соответствует данной тональности. Такая более свободная схема иногда
называется тональным центром. В следующем примере присутствует один
тональный центр (F), с которым взаимодействуют все остальные аккорды.
Упражнение 5 - Фрагмент пьесы "EASY LIVING". Большой мажорный септаккорд F (Fmaj7) делает первый такт тоническим. Во втором такте появляется аккорд IIm7, что является довольно типичным движением от тоники к субдоминанте. Уменьшённые аккорды вполне уместны в 1-м и 2-м тактах, так как они создают хроматическое движение в басу, а также выполняют функцию доминанты по отношению к последующим аккордам (F#dim является аккордом D7b9 без тоники, а G#dim - аккордом E7b9 без тоники). В третьем такте вновь появляется аккорд, имеющий функцию тоники, а затем происходит модуляция в тональность аккорда VI-й ступени (Bb-мажор), появляющегося уже в 4-м такте. Аккорд Eb7 является следующим аккордом при движении по квинтовому кругу, а кроме того он тесно связан с Bbm7, минорной разновидностью субдоминанты в тональности F. Такой переход из мажора в минор используется во многих ситуациях. Такты 5 и 6 являются примером довольно распространённого оборота I-VI-II-V. Он называется "тернэраундом" (turnaround) и очень хорошо работает, так как ход I-VI, сохраняя функцию тоники, тем не менее обладает гармонической подвижностью. Далее происходит движение по квинтовому кругу, которое заканчивается аккордом V7, после которого подразумевается разрешение в тонику. Часто вместо тонического аккорда используется аккорд III-й ступени (III-VI-II-V), как, например, в тактах 7 и 8. При этом движение по квинтовому кругу происходит уже на протяжении всего оборота. Упражнение 6 - фрагмент пьесы "EARLY
AUTUMN". В этой пьесе мажорным аккордам предшествуют доминантовые, отстоящие от них не на квинту, а только на полтона. Например, в качестве доминанты к аккорду Ab (такт 2) выступает аккорд A7, а не Eb7. Аккорды A7(b9) и E7(b9) являются фрагментами вертикали уменьшённого аккорда E, и могут заменять друг друга. Такая замена называется тритоновой, и она применяется также к аккордам других видов, особенно в оборотах II-V, например вместо хода Dm7-G7-Cmaj7, часто можно встретить замены Dm7-Db7 или Dm7-Dbmaj7 или даже Dm7-Dbm7 (особенно при разрешении в аккорд Cm7). В результате тритоновой замены мы получаем последовательность аккордов, тоники которых движутся по хроматизму вниз, такое тяготение даже более ярко выражено, чем при движении по квинтовому кругу. Ниже приведён список тернэраундов, которые получились в результате соединения хроматического движения с движением по квинтовому кругу. Попробуйте использовать различные виды аккордов, а также заменять тонику на аккорд III-й ступени, там где это только возможно.
Упражнение 8 - Фрагмент пьесы "THE
DUKE". В этой последовательности тоники движутся вниз по целым тонам и полутонам, при этом создаётся эффект плавного движения от аккорда к аккорду, даже при модуляции в отдалённые тональности. В 4-м такте аккорд Db7 используется в качестве замены аккорда G7. Сыграйте первые 2 такта как 4 отдельные аккорда или гаммы. Упражнение 9 - Ниже вы познакомитесь с несколькими
вариантами гармонии 12-ти тактового блюза. Аккорды выписанные на
нотоносце, являются заменами. Играйте их чередуя в каждом квадрате с
аккордами, проставленными над нотным станом. Упражнение 10 - Ниже приведена гармония пьесы "I GOT
RHYTHM" с некоторыми вариантами аккордовых замен. Упражнение 11 - Ниже приведены варианты замены
аккорда V7 в рамках оборота
![]()
![]() [ назад
| содержание | вперёд
] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|