Упражнение 12 - Играйте следующие
ноты в восходящем и нисходящем порядке.

Эта двухладовая позиция не требует движения руки
вдоль грифа. На контрабасе вы должны использовать 1-й и 4-й пальцы,
на бас-гитаре 1-й и 3-й.
Упражнение 13 (только для
бас-гитары) - Играйте следующую трёхладовую аппликатуру
использую только 1-й и 4-й пальцы.

В зависимости от размеров вашего инструмента и
вашей ладони, трёхладовые аппликатуры могут быть не всегда удобными
для использования в нескольких нижних позициях. В такой позиции
каждый из 4-х пальцев отвечает за свой лад. Таким образом в
вышеприведённой диаграмме 1-й палец будет брать ноты F, Bb, Eb и Ab,
2-й палец будет брать ноты, лежащие на полтона выше и так далее.
Такая аппликатурная схема является наиболее эффективной для
бас-гитары и должна использоваться везде, где это возможно.
В следующих упражнениях этого раздела будут
предложены различные способы работы с двухладовыми аппликатурами,
однако бас-гитаристы должны в любом случае попытаться использовать и
трёхладовые.
Упражнение 14 - Играйте
двухладовые аппликатуры в любом выбранном вами ритме, начиная с
каждой из лежащих на струне E нот.
Упражнение 15 - Поработайте с
одной из двухладовых аппликатур. Примите одну ноту за тонику, и
разрешайте в неё все свои фразы. Ниже приведены несколько примеров в
позиции, в которой на струне G лежат ноты C и D. Используйте эти
примеры в онце сыгранных в этой аппликатуре линии.

А в следующем примере тоникой в этой позиции
будет нота A:

Ниже вы видите диаграммы A-минорной и C-мажорной
аппликатур, двухладовых и трёхладовых. Перемещая эти позиции вдоль
грифа, вы можете приспособить их к любой мажорной или минорной
тональности.
 
Упражнение 16 - Сыграйте эту
аппликатуру вместе с промежуточными хроматическими нотами,
например:

Попробуйте по разному комбинировать эти ноты.
Особенно успешно это используется в блюзовом контексте,
например:

Упражнение 17 - Попробуйте
поочерёдно играть в двух смежных позициях. В следующем примере две
такие позиции отстоят друг от друга на целый тон. Лежащие в одной
позиции ноты заключены в квадратные скобки.

Попробуйте играть следующее упражнение (в
котором расстояние между позициями постепенно увеличивается), не
глядя на левую руку. Первые две ноты каждого такта играются на
струне G, а последние две ноты на струне D.

Работая над упражнениями такого типа, вы быстро
освоите как сами эти позиции, так и их соединения. Это станет
отличной базой для вашего дальнейшего роста, поскольку каждая взятая
вами нота будет рассматриваться как элемент той или иной
позиции. |