Анализируя тему, вы должны понять, какие в ней
происходят смены тональностей (модуляции), и каковы функции аккордов
в каждой из них.
Упражнение 3 - Возьмите любую тему (например
"ALL THE THINGS YOU ARE") и проанализируйте её, используя следующий
алгоритм:
a) Соедините два первых аккорда так, чтобы они образовали гамму.
Как правило, они вписывают более чем одну гамму, например Fm7 плюс
Bbm7 равняется Ab-мажор или Db-мажор.
b) Затем посмотрите, содержится ли в какой-либо из этих
тональностей три первых аккорда данной темы. Продолжайте эту
процедуру до тех пор, пока не найдёте максимальное количество
аккордов, входящих в одну тональность. Как правило, эта тональность
соответствует ключевым знакам в начале темы. Например, Ab-мажор (или
F-минор) является единственной тональностью, включающей в себя все
аккорды первых пяти тактов пьесы "ALL THE THINGS YOU ARE".
c) Когда вы доходите до аккорда, который не соответствует первой
выявленной вами тональности, и который звучит более двух долей
такта, это значит, что произошла модуляция. Иногда новая тональность
появляется только на такт или два. Определите новую тональность тем
же самым способом, например:

Если за
минорным аккордом следует доминантсептаккорд, лежащий на квинту
ниже, они работают как оборот II-V, а по аккорду V7 можно определить
тональность, например:

Оборот II-V
является элементом движения по квинтовому кругу, и имеет сильное
тяготение к разрешению в тонику (I), следующий аккорд по квинтовому
кругу. Даже если этого разрешения не происходит, всё равно оборот
II-V обозначает тональность, одноимённую аккорду I, поскольку это
единственная тональность, включающая в себя оба этих аккорда.
Поэтому выявление оборота II-V является существенным элементом
гармонического анализа.
d) Если вам нужно сделать выбор между параллельными тональностями
(мажором и минором, имеющими одинаковые ключевые знаки), посмотрите
на аккорд V7, либо на оборот II-V. Если тональность минорная, то
аккорд II-й ступени часто бывает полууменьшённым (вводным), так как
он строится на 2-й ступени минорной гаммы. Поэтому первые 5 тактов
выбранной нами темы соответствуют тональности Ab-мажор, а не
F-минор.
e) Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока аккордовая
последовательность, не будет разбита на фрагменты, соответствующие
разным тональностям.
f) Определите функции каждого из аккордов в рамках
соответствующих тональностей, например:

Модуляции
обычно происходят в тональности, родственные первоначальной. Это
осуществляется при помощи вторичных доминант, то есть
доминантсептаккордов, являющихся доминантой к какому-либо из
аккордов исходной тональности. Ниже приведены вторичные доминанты к
аккордам тональности C-мажор. Там же представлены ноты этих
аккордов, не соответствующие тональности C-мажор. Таким образом,
если одна из таких нот встретится вам в C-мажорном пассаже, это
значит, что она входит в аккорд соответствующей вторичной доминанты.
Вторичная
доминанта |
Тональность
вторичной доминанты |
Нота, не
соответствующая исходной тональности |
A7 |
D-минор |
C# (b 2-я
ступень в тональности C-мажор) |
B7 |
E-минор |
D# (b 3-я
ступень в тональности C-мажор) |
C7 |
F-минор |
Bb (b 7-я
ступень в тональности C-мажор) |
D7 |
G-минор |
F# (b 5-я
ступень в тональности C-мажор) |
E7 |
A-минор |
G# (b 5-я
ступень в тональности
C-мажор) | |
Упражнение 4 - Ниже вы видите всю аккордовую
последовательность пьесы "ALL THE THINGS YOU ARE" вместе с
соответствующими тональностями. Держа в голове мелодию пьесы,
проиграйте её виде последовательности гамм. Это упражнение очень
полезно с точки зрения игры соло. Когда два или более аккорда не
вписываются в одну тональность (например, такты 29-32), то разделите
этот фрагмента на части, включающие 4 аккорда или 4 такта, и
запомните их по очереди.