Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 9 - Гармонический анализ темы
  СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ АККОРДОВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ И ГАММАМИ








Анализируя тему, вы должны понять, какие в ней происходят смены тональностей (модуляции), и каковы функции аккордов в каждой из них.

Упражнение 3 - Возьмите любую тему (например "ALL THE THINGS YOU ARE") и проанализируйте её, используя следующий алгоритм:

a) Соедините два первых аккорда так, чтобы они образовали гамму. Как правило, они вписывают более чем одну гамму, например Fm7 плюс Bbm7 равняется Ab-мажор или Db-мажор.

b) Затем посмотрите, содержится ли в какой-либо из этих тональностей три первых аккорда данной темы. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока не найдёте максимальное количество аккордов, входящих в одну тональность. Как правило, эта тональность соответствует ключевым знакам в начале темы. Например, Ab-мажор (или F-минор) является единственной тональностью, включающей в себя все аккорды первых пяти тактов пьесы "ALL THE THINGS YOU ARE".

c) Когда вы доходите до аккорда, который не соответствует первой выявленной вами тональности, и который звучит более двух долей такта, это значит, что произошла модуляция. Иногда новая тональность появляется только на такт или два. Определите новую тональность тем же самым способом, например:

Если за минорным аккордом следует доминантсептаккорд, лежащий на квинту ниже, они работают как оборот II-V, а по аккорду V7 можно определить тональность, например:

Оборот II-V является элементом движения по квинтовому кругу, и имеет сильное тяготение к разрешению в тонику (I), следующий аккорд по квинтовому кругу. Даже если этого разрешения не происходит, всё равно оборот II-V обозначает тональность, одноимённую аккорду I, поскольку это единственная тональность, включающая в себя оба этих аккорда. Поэтому выявление оборота II-V является существенным элементом гармонического анализа.

d) Если вам нужно сделать выбор между параллельными тональностями (мажором и минором, имеющими одинаковые ключевые знаки), посмотрите на аккорд V7, либо на оборот II-V. Если тональность минорная, то аккорд II-й ступени часто бывает полууменьшённым (вводным), так как он строится на 2-й ступени минорной гаммы. Поэтому первые 5 тактов выбранной нами темы соответствуют тональности Ab-мажор, а не F-минор.

e) Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока аккордовая последовательность, не будет разбита на фрагменты, соответствующие разным тональностям.

f) Определите функции каждого из аккордов в рамках соответствующих тональностей, например:

Модуляции обычно происходят в тональности, родственные первоначальной. Это осуществляется при помощи вторичных доминант, то есть доминантсептаккордов, являющихся доминантой к какому-либо из аккордов исходной тональности. Ниже приведены вторичные доминанты к аккордам тональности C-мажор. Там же представлены ноты этих аккордов, не соответствующие тональности C-мажор. Таким образом, если одна из таких нот встретится вам в C-мажорном пассаже, это значит, что она входит в аккорд соответствующей вторичной доминанты.

Вторичная доминанта Тональность вторичной доминанты Нота, не соответствующая исходной тональности
A7 D-минор C# (b 2-я ступень в тональности C-мажор)
B7 E-минор D# (b 3-я ступень в тональности C-мажор)
C7 F-минор Bb (b 7-я ступень в тональности C-мажор)
D7 G-минор F# (b 5-я ступень в тональности C-мажор)
E7 A-минор G# (b 5-я ступень в тональности C-мажор)

Упражнение 4 - Ниже вы видите всю аккордовую последовательность пьесы "ALL THE THINGS YOU ARE" вместе с соответствующими тональностями. Держа в голове мелодию пьесы, проиграйте её виде последовательности гамм. Это упражнение очень полезно с точки зрения игры соло. Когда два или более аккорда не вписываются в одну тональность (например, такты 29-32), то разделите этот фрагмента на части, включающие 4 аккорда или 4 такта, и запомните их по очереди.


[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]