![]() | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Упражнение 16 - Если на каждой ступени гаммы вы построите вертикали, в которые будут входить ноты данной гаммы взятые через одну, то вы получите аккордовую гамму. В мажорной тональности аккорды I-й и IV-й ступеней являются большими мажорными септаккордами, аккорды II-й, III-й и VI-й ступеней - минорными септаккордами, аккорд V-й ступени - доминантсептаккордом, а аккорд VII-й ступени - полууменьшённым (вводным). Например, возьмём тональность F-мажор: Попробуйте придумать свои варианты Аккордовую гамму можно построить и в минорной тональности (например в D-миноре). Только в этом случае вместо аккорда Am будет использоваться A7, который создаёт более сильное тяготение доминанты к тонике. В минорной тональности аккорды I-й и IV-й ступеней являются минорными септаккордами, аккорды III-й и VI-й ступеней - большими мажорными септаккордами, а аккорд VII-й степени (и часто V-й) являются доминантсептаккордами. Когда вся мелодия (или её часть) содержит аккорды, входящие в одну гамму, говорят, что она играется в тональности одноименной данной гамме, и может быть ей обыграна. Действительно, когда нам встречаются обороты V7-Imaj7, IIm7-V7-Imaj7, или просто IIm7-V7, то считается, что на всё время звучания этих аккордов действует тональность, одноимённая аккорду Imaj7, потому что никакая другая тональность не содержит в своей аккордовой гамме каждый из этих аккордов. Таким образом, при обыгрывании аккордовых последовательностей знание аккордовых гамм совершенно необходимо. Упражнение 17 - Возьмите каждую пару аккордов из упражнения 16 и обыграйте их, используя максимально близкие друг к другу горизонтальные или диагональные аппликатуры, например:
Попробуйте обыграть каждую пару аккордов и в других позициях. Упражнение 18 - Попробуйте обыграть каждую аккордовую гамму в одной позиции. Вот вариант для самой нижней позиции F-мажора: Упражнение 19 - Сыграйте аккордовую гамму по квинтовому кругу в тональности C-мажор. Фрагменты этой секвенции можно встретить во множестве мелодий. Так что вы можете взять фрагмент, включающий в себя 2, 3 или 4 аккорда и играть его по кругу, как упражнение. Упражнение 20 - Вот несколько вариантов обыгрывания аккордов в тональности C-мажор. Существует, естественно, и множество других.
Упражнение 21 - Возьмите одну линию из упражнения 20 и попробуйте импровизировать на её основе какие-нибудь фразы. В этом примере обозначенные ромбиками ноты должны браться при помощи флажолетов. Это заставит их звучать на октаву и квинту выше, по сравнению с тем, как они записаны. Дайте этим нотам позвучать. [ назад
| содержание | вперёд
] | ||||||||||||||
|