Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 7 - Построение басовой линии
  ДРУГИЕ СООБРАЖЕНИЯ








Пробуйте играть следующие упражнения под гармонию джазового стандарта, блюза, четырехаккордовую фигуру или ладовую структуру. Некоторые примеры записаны как четвертями, так и с использованием более сложной ритмики, которая часто используется в латиноамериканских и фанковых композициях.

Упражнение 15 - Возьмите любой фрагмент пьесы, содержащий 4 аккорда подряд, и посмотрите, как эти аккорды взаимодействуют друг с другом. Найдите все возможные гаммообразные серии, которые можно получить только из аккордовых нот, например:

  Gmaj7 B7 Am7 D7(альт)
1 G Ab A Ab ли Bb
2 G Ab G F#
3 B F E Eb или D
4 B Bb Ab Ab или Bb
5 B Bb C D
6 B D C Bb
7 D D C C
8 F# F E Eb или D
9 F# F G F# или Gb
10 F# Ab G F

Попробуйте сыграть каждую из этих линий под педальную ноту D. Польза этого подхода заключается в формировании внутренней структуры ваших линий, а не в формальной игре серий опорных нот на 1-й доле такта. Вот пример использования первой из представленных выше серий нот:

Упражнение 16 - Возьмите одно- или двухтактовый фрагмент темы и сочините басовую линию на свой вкус. Запишите ее на ноты, а затем сыграйте с переходом к следующему фрагменту, и т.д. до самого конца темы. Сочинение басовых линий таким способом является хорошей тренировкой импровизационного подхода, называемого "спонтанной композицией".

  1. Попробуйте пропеть линию, а затем воспроизвести ее на своем инструменте;
     
  2. Послушайте 8-ми тактовый фрагмент пьесы на записи. Попробуйте придумать свою линию с использованием ритмики и/или нот оригинала.
     
  3. воспользуйтесь идеей любого из упражнения этой книги и придумайте собственную линию, например:
     

Упражнение 17 - Возьмите короткую фразу и на основе ее повторов или вариаций сочините басовую линию. Все эти фразы играются на аккорд Bb7.

Первая из приведенных выше фраз может быть использована в басовой линии например таким образом:

Упражнение 18 - В мелодии с длинной модальной (на один аккорд) частью, пробуйте играть тонику на 1-ю долю каждого 2-го или 4-го такта. В промежутках играйте все, что посчитаете возможным, например:

Упражнение 18 - Придумайте такую линию, в которой соседние такты не имели бы плавного перехода один в другой и создавали бы таким образом структуру типа "вопрос-ответ", например:

Упражнение 20 - Делайте Упр. 19, только на 4-й доле играйте ноту, вводную для следующего такта.

Упражнение 21 - Попробуйте расположить 1 -ю и 2-ю ноты каждого такта в большом интервале друг от друга.

Упражнение 22 - 1 -ю и 2-ю доли каждого такта, а также 3-ю и 4-ю попробуйте располагать в каком-то заданном интервале, например в терции друг от друга:

Упражнение 23 - То же самое проделайте между 4-й и 1-й, а также между 2-й и 3-й долями. На этот раз используйте малую секунду. Использование хроматических вводных нот типично для многих басовых линий.

Упражнение 24 - Играйте Упр.22 и 23, но уже с использованием разных интервалов, не обязательно одинаковых.

Упражнение 25 - Возьмите два различных подхода и попробуйте соединить их в одной басовой линии.

  1. Гаммы и аккорды:
  1. Терции и квинты построенные от ступеней гаммы. В этом примере используется уменьшённая гамма Db.

Упражнение 26 - Играйте басовую линию на простую мелодию или просто набор аккордов, думая только о пульсации, ритмике и аккуратной фразировке. Записывайте себя на магнитофон до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение от достигнутого результата.

Упражнение 27 - Пробуйте акцентировать одну или две ноты в каждом такте, например:

Упражнение 28 - При создании басовой линии используйте опорные ноты или контур мелодии. Возьмем к примеру тему "ALL THE THINGS YOU ARE".

Упражнение 29 - Играйте линии, в которых используется весь диапазон вашего инструмента, например:

Упражнение 30 - Вот примеры использования больших интервальных скачков при игре шагающего баса.


[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]