Вот несколько принципов определяющих правила
игры в вертикальных аппликатурах:
- Когда вы идёте вверх или вниз по одной струне и не можете
взять следующую ноту, не покинув позицию в которой вы находитесь,
тогда переместите всю кисть (включая большой палец) так, чтобы
следующую ноту взять 1-м пальцем (при движении вверх) или 4-м -
при движении вниз. Не следует двигаться по струне 1-м пальцем
вверх и 4-м вниз.
- Если в восходящем пассаже за рамки позиции выходит только одна
нота, тогда сыграйте две нижние ноты на последней струне 1-м
пальцем так, чтобы последнюю ноту можно было взять 4-м (или 3-м).
В нисходящем пассаже две верхние ноты на последней струне возьмите
4-м (или 3-м) пальцем. На контрабасе такое может случиться, если
на одной струне играется нечётное количество нот (без учёта
открытых струн). Смещая позицию в начале фразы, вы получите чётное
количество нот на струне, которые можно сгруппировать по
две.
- Вообще, делайте смену позиции при первой возможности на любой
из струн. Главное, чтобы последняя нота бралась первым пальцем при
движении вниз или четвёртым пальцем при движении вверх.
Упражнение 12 - Перед вами
несколько 3-х или 4-х нотных фрагментов C-мажорной гаммы, вместе с
вариантом пальцовки (верхний ряд - для контрабаса, нижний ряд - для
бас-гитары), которые играются только на струне G.
Примечание: на контрабасе 3-х нотные фразы типа
тон-полутон при движении вверх играются при помощи 1-2-4 пальцев. А
при движении типа тон-полутон вниз, используется пальцовка 4-2-1. На
бас-гитаре четырёхнотные фигуры следует играть так, чтобы три ноты
на одной струне располагались по возможности в одной позиции, что в
некотором смысле противоречит второму принципу.
Упражнение 13 - Вот несколько
фраз в C-мажоре, которые играются на струнах D и G. Постарайтесь
перенести эту идею и на две нижние струны.
Упражнение 14 - После того,
как вы проработаете два предыдущих упражнения, попробуйте
поимпровизировать на одной из струн. Начните с движения вверх и вниз
в рамках одной тональности, затем попробуйте обыграть какую-нибудь
последовательность аккордов или гармонию джазовой пьесы. Следующий
пример играется на струне D, за исключением специально отмеченных
нот.
Попробуйте обыграть более длинные
последовательности.
Упражнение 15 - В качестве
педальной ноты используйте какую-нибудь открытую струну. Она будет
работать в качестве тонального центра для фрагментов гамм, как,
например, струна G для фанковой линии, сыгранной в G
дорийском.
Упражнение 16 - Комбинируя
горизонтальные и вертикальные аппликатуры, вы можете пройти по
C-мажорной гамме от ноты G (струна E) до ноты D (струна G)
несколькими путями (пальцовка для контрабаса дана в верхней строчке,
а для бас-гитары - в нижней). 



Упражнение 17 -
Чтобы соединить смежные горизонтальные аппликатуры в одну,
используйте вертикальное движение (по любой струне). |
Упражнение 18 -
Попробуйте пройти эту большую аппликатуру по
диагонали. |
 |
 |
Распространив идеи почерпнутые вами в последних
трёх упражнениях, на весь гриф, вы получите доступ ко всему
диапазону данной тональности. |