Когда на музыкальном инструменте извлекаются две
ноты, то разница по высоте между ними называется
интервалом. В западной музыке минимальным интервалом
является полутон, что соответствует одному ладу на гитаре
или двум соседним клавишам (независимо от того, чёрные они или
белые) на клавиатуре. Если вы отсчитаете от какой-либо ноты 12
полутонов вверх, то получите ту же ноту, только звучащую выше. Такие
ноты отстоят на октаву друг от друга и обозначаются одной и той же
буквой (A, B, C и т. д.). 12 нот лежащие между начальной нотой и её
октавным повтором, называются хроматической гаммой. Семь из
них составляют мажорную гамму. На следующей диаграмме вы
видите С-мажорную гамму в пределах одной октавы: |
Попробуйте играть эту гамму следующими
способами:
a) играйте её вверх и вниз, пока не научитесь
делать это без труда; b) играйте каждую из нот гаммы
дважды; c) спойте про себя самую простую фигуру, например первые
три ноты мелодии "Джингл Беллз." Попробуйте найти в этом ритме
сильные доли, то есть:
Джингл
Беллз Джингл Беллз, и.
т.д. ^ ^ ^ ^ Эти
сильные доли появляются через один и тот же отрезок времени,
создавая таким образом устойчивую пульсацию. Если этот ритм вам
понятен, тогда сыграйте его, используя только ноту C, затем только
ноту D, только ноту E и так далее вверх и вниз по гамме. Следите за
тем, чтобы переход от ноты к ноте происходил только на сильной
доле.
d) Возьмите ритмический рисунок и играйте его по
следующей схеме:
| ритм на ноте C | на любой
другой | на ноте C | на любой другой | и т.
д.
e) Повторите предыдущую идею, только с вариацией. перед
тем как вернуться к ноте C, сыграйте ритм с помощью не одной, а
нескольких нот. Пробуйте различные комбинации из 2-х или 3-х нот.
Обыгрывание этих нот по времени должно занимать ровно столько же
времени, сколько и обыгрывание ноты C. Следите за тем, чтобы переход
от ноты к ноте происходил только на сильной доле.
|
ритм на ноте C | на других нотах | на ноте C |
на других | и т. д.
Освоившись с этим упражнением,
попробуйте постепенно увеличивать длину фрагментов, пока в
промежутке между двумя фрагментами с нотой C не будут укладываться
все остальные ноты гаммы.
f) делайте предыдущее упражнение,
через раз заменяя фрагмент с нотой C на фрагмент с нотой
F:
| ритм на ноте C | на других нотах |
на ноте F | на других | и т. д.
Когда вы
справитесь и этой задачей, попробуйте вместо ноты F использовать
другие ноты гаммы.
g) играйте предыдущее упражнение,
используя более длинную последовательность опорных
нот:
||: C | другие ноты | F |
другие | G | другие | C | другие
| и т. д. :||
Попробуйте играть и другие
последовательности опорных нот, например, C F C G,
C D E D, C A D G или C F E
D. Зачастую басовые линии строятся именно по такому
принципу. При появлении нового аккорда вы берёте его тонику, а затем
играете в пределах соответствующей гаммы, подготавливая таким
образом переход к тонике следующего аккорда.
h) делайте
упражнение (g), только после того как вы один или два раза сыграете
ключевую ноту, к следующей попробуйте подойти разными способами,
например:

i) делайте упражнение (h), не ограничивая
себя конкретной аккордовой последовательностью, просто в качестве
ключевой ноты используйте любую ноту гаммы. Если захотите закончить,
то вернитесь в ноту C.
j) сыграйте C-мажорную гамму вверх и
вниз, затем попробуйте пропеть небольшую мелодию или басовую линию в
C-мажоре. После этого найдите на инструменте ноту, с которой она
начинается. Далее постепенно определите и остальные ноты. Затем
попробуйте сыграть вариации этой мелодии, используя другие ноты
гаммы и различные ритмические рисунки и. т. д.
k) ниже вы
видите аппликатуры A-минора и G-миксолидийского лада. Как видите,
они состоят из тех же нот, что и C-мажорная гамма. Отличаются они
только тем, от какой ноты (тоники) их начинают играть.
A-минор |
G-миксолидийский |
 |
 |
Выполните Упр.3, использовав в нём вместо
C-мажора любую из этих гамм. При этом тоникой в первом случае будет
нота A, а во втором - G. |