Новости

Ноты

Публикации

Теория

Инструменты

Форум








Чак Шер - Импровизация на бас-гитаре и контрабасе

Глава 2 - Основы теории
  МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ ГАММЫ И АККОРДЫ








Ниже приведена аппликатура гаммы натурального C-минора:

Пальцовка для контрабаса:

C - 1-й палец
D - 2-й палец
Eb - 4-й палец
F - 1-й палец
G - 2-й палец
Ab - 4-й палец
Bb - 1-й палец
C - 4-й палец

Пальцовка для бас-гитары:

C - 1-й палец
D - 3-й палец
Eb - 4-й палец
F - 1-й палец
G - 3-й палец
Ab - 4-й палец
Bb - 1-й палец
C - 3-й палец

Ниже вы видите C-мажорную и C-минорную гаммы, записанные на нотном стане. Каждая нота сопровождается цифрой обозначающей ступень гаммы.

Обратите внимание на то, что в минорной гамме полутоновые интервалы встречаются между 2-й и 3-й, а также между 5-й и 6-й ступенями.

Упражнение 6 - Сыграйте C-мажор и C-минор и сравните звучание гамм как целиком, так и их фрагментов, например:

Упражнение 7 - Ниже вы видите 12 мажорных гамм. Сыграйте их так же, как они написаны, а затем в придуманном вами ритме, как в упр.3.

Сыграв мажорную гамму от 6-й ступени, вы получите гамму параллельного минора, состоящую из тех же нот (и следовательно имеющую те же ключевые знаки). Известные вам аппликатуры C-мажорной и C-минорной гамм без открытых струн являются эталонами для всех мажорных и минорных гамм. Однако, вы должны попробовать сыграть их и с открытыми струнами.

Упражнение 8 - Взяв ноты гаммы через одну, вы получите соответствующие этой гамме аккорды. Ниже приведены мажорные и минорные трезвучия, состоящие из 1-й (тоники), 3-й и 5-й ступеней мажорных и минорных гамм. Кроме того, попробуйте взять ноту лежащую октавой выше тоники.

Играйте их сначала так, как они записаны, а затем в любом выбранном вами ритме. Все эти аккорды можно играть, используя аппликатуры для F#-мажора и F#-минора. Обратите внимание на то, что аккорды после A можно играть, начиная более чем с одной струны. Когда ноты аккорда берутся не вместе, а по очереди, то это называется арпеджио.

Упражнение 9 - Добавив к этим трезвучиям 7-е ступени, мы получим мажорные и минорные септаккорды. Следуйте указаниям к Упр.8.

Упражнение 10 - Выберите аккорд из Упр.9 и добавьте к нему сверху и снизу несколько аккордовых нот. Затем попробуйте включить в него ноту из соответствующей гаммы. Прислушайтесь к тому, как каждая нота гаммы окрашивает аккорд, не изменяя его тональности, например:


Упражнение 11

a) Возьмите два септаккорда и играйте их, чередуя каждый такт или два. Повторяйте одни ноты и пропускайте другие. Кроме того, обратите внимание на используемые в следующем примере связующие хроматические ноты.

b) Чередуйте два септаккорда, соединяя ступени аккорда либо заканчивая арпеджио при помощи нот соответствующей гаммы. Такое соединение гамм и арпеджио позволяет получить более интересные линии, например:


[ назад | содержание | вперёд ]




admin@basstream.ru   [поддержка «ИнфоДизайн»]